Функционирование любого торгового центра регламентируется целым сводом законодательных актов, среди которых значится и СНИП 2.04.05-91. В этом документе прописаны санитарно-гигиенические требования к качеству воздуха и другим условиям внутри здания. Соблюдение утвержденных норм обеспечивает помещениям оптимальный микроклимат, который будет комфортным как для сотрудников, так и для посетителей заведения. Именно поэтому эффективное кондиционирование торговых центров является важным фактором роста прибыли владельцев и арендаторов объекта.
Требования к вентиляционным системам торговых центров
Система кондиционирования любого торгового центра предназначена для выполнения следующих функций:
- Комфортная раздача воздуха
- Очистка воздушного потока от механических и химических загрязнений
- Обеспечение помещений воздухообменом в объемах, предусмотренных соответствующими нормами
- Поддержание определенной температуры в здании
Помимо этого система должна быть удобной в обслуживании, быстро подстраиваться под новые параметры, не создавать лишнего шума, а также обеспечивать комфортное пребывание в помещениях. Выполнение последнего условия соблюдается посредством подачи воздуха в объеме 20 м3/ч на каждого посетителя и 60 м3/ч — для персонала. Количество посетителей заведения зависит от категории представленных в нем магазинов. Так, в супермаркетах на каждые 2,5 м2 площади в среднем приходится один посетитель; в мебельных, книжных, ювелирных и спортивных магазинах — один на 3,5 м2.
Разновидности схем кондиционирования
Тип и сложность системы кондиционирования ТЦ условно определяется его площадью, этажностью, пожеланиями заказчика и выделяемым на эти нужды бюджетом. В настоящее время действует классификация, предполагающая разделение всех ТЦ на одноуровневые магазины-склады (супермаркеты) и многоэтажные комплексы, содержащие торговые и развлекательные зоны. В заведениях обоих видов системы кондиционирования нередко совмещают функции вентиляции и обогрева, что позволяет оперативно подстраивать устройства под резкую смену внешних температур.
Виды схем кондиционирования для ТЦ:
- Руфтопы (для малых ТЦ)
- Мультизональные комплексы (для малых и средних ТЦ)
- Системы «чиллер-фанкойл», центральные вентиляционные установки с ККБ (для больших ТЦ)
Руфтопы рассчитаны на малые объемы воздуха, поэтому применяются исключительно на небольших объектах либо в количестве нескольких штук для объединения в единый климатический комплекс для более крупных объектов. Мультизональная система работает с большими объемами помещений, а также предоставляет широкие возможности по настройке системы, видам внутренних блоков - их исполнения, но изначально дорога в стоимости оборудования и обслуживании и не оснащена функцией вентиляции. «Чиллер-фанкойл» так же лишен режима вентиляции, но менее прихотлив в обслуживании даже при работе на крупных объектах сложной структуры.
Для миниатюрных одноуровневых ТЦ площадью менее 200-400 м2 допускается без проектное внедрение вентиляционных систем. В многоуровневых объектах подготовка проекта, учитывающего все особенности здания и предполагаемые нагрузки, является обязательным этапом обустройства системы кондиционирования. Правильно составленный проект обеспечит бесперебойную работу системы и эффективное обслуживание всех подключенных потребителей.
Кондиционирование малых и средних торговых центров
Для кондиционирования магазинов-складов чаще всего используют вентиляционные системы с подачей воздуха через центральный воздуховод. Наиболее распространенной системой этого типа являются руфтопы с центральной вентиляционной установкой, оснащенной компрессорно-конденсаторным блоком (ККБ). Они функционируют как в режиме вентиляции, подавая очищенный уличный воздух, охлажденный в ККБ, так и в режиме нагрева при низких температурах окружающей среды.
Руфтоп использует рециркуляционный воздух с небольшими примесями уличного в объемах, равных выброшенной наружу воздушной смеси. Такой принцип работы руфтопа, по сути, представляет собой механическую вытяжку, которая способна поддерживать только одинаковую температуру во всех помещениях. Ценовая доступность — главное преимущество данного вида кондиционирования торговых центров.
Мультизональные системы хороши возможностью настройки разного температурного для отдельных помещений. Недостатки:
- Высокая стоимость оборудования (в сравнении с руфтопами)
- Дороговизна обслуживания
Кондиционирование крупных торговых центров
Организовать в многоэтажном торговом центре качественный воздухообмен посредством только каналов руфтопа не получится. Для этого используют системы «чиллер-фанкойлы», где фанкойл — теплообменник с централизованным подводом хладагента, через которые система прогоняет воздух. Объем хладагента регулируется в каждом фанкойле индивидуально, что позволяет изменять температуру в любом отдельно взятом помещении. При использовании четырехтрубных фанкойлов в одном торговом месте одновременно можно организовать зоны охлаждения и подогрева.
Преимущества системы «чиллер-фанкойл»:
- Эффективна при обслуживании большого количества помещений, расположенных на разной высоте
- Позволяет в качестве хладагента использовать воду, а не фреон, за счет чего достигается экономия расходов на кондиционирование и обслуживание системы
- Возможность постепенного наращивания количества работающих фанкойлов (подключения к системе новых потребителей)
- Управление системой осуществляется с единого диспетчерского пункта
- Возможность в каждом отдельно взятом помещении использовать свой вид фанкойла
К недостаткам можно отнести сложность монтажа, подключения и обслуживания системы. Для этого необходимо привлекать только высококлассных специалистов, стоимость услуг которых довольно высока.
Климатическое оборудование самого разного типа (чиллеры, ккб, центральные установки и так далее) выпускают американские, японские и китайские бренды, такие как Daikin (ККБ, центральные установки, чиллеры, фанкойлы), Dantex, Carrier (ККБ, руфтопы, чиллеры), General, Gree, MDV, Rhoss (ККБ, чиллеры), York (ККБ, руфтопы, чиллеры), и другие производители.